Культура общения, речевой этикет: искусство вести беседу Вообще, в идеальном случае, разговор - это обмен мыслями, а вовсе не блистательная демонстрация собственного остроумия или красноречия. К радости большинства из нас, для нормального и приятного общения собеседникам вовсе не надо быть семи пядей во лбу. Нужно лишь ясно и просто излагать свои мысли и чувства - этого вполне достаточно, чтобы беседовать с друзьями.
Беседа, разговор обязательно предполагают, что вы "даете" столько же, сколько "берете", хотя, к сожалению, соотношение это нередко нарушается. Не в меру словоохотливый человек владеет разговором монопольно, превращая собеседников в слушателей, которым остается надеяться только на то, что он выдохнется, хотя обычно этого не происходит. Крайне редко встречаешь рассказчика, слушать которого - истинное наслаждение.
Существует простое правило, следуя которому, можно избавиться от репутации зануды и добиться, по крайней мере, того, что люди не будут вас избегать. Звучит оно так: "Остановись и подумай".
Культура общения, речевой этикет: не впадайте в панику
Если вы трудно сходитесь с людьми, робеете и смущаетесь в присутствии незнакомых по той причине, что вам якобы нечего сказать, помните: ошибки чаще всего совершает не тот, кто мало говорит, а тот, кто много болтает.
Большинство людей по неведомой причине панически боятся паузы в разговоре и не умеют поддерживать беседу. Этот страх сродни тому, что испытывают новички, которых учат плавать: они думают не о первом необходимом движении, а обо всей совокупности движений. Человек не слышит, о чем идет речь, потому что лихорадочно соображает: что сказать в следующую минуту? И рекомендация здесь та же, что и при обучении плаванию: не впадайте в панику. Не все сразу. Плывите (говорите) понемногу.
На память приходят старинные объявления, висевшие когда-то на всех железнодорожных переездах: "СТОЙ! СМОТРИ! СЛУШАЙ!" Это замечательный совет, и он годится отнюдь не только тогда, когда вы переходите рельсы. Применительно к нашей теме стой означает: сначала думай, а потом говори; смотри - следи за выражением лица своего собеседника; слушай - значит именно то, что значит, поскольку каждый хочет иметь дело с внимательным и способным к сопереживанию собеседником. Но помните, что интерес к говорящему должен быть всегда искренним, ибо если вы будете слушать с застывшим на лице выражением внимания и сочувствия, думая в это время совсем о другом, то не раскусит вашу уловку только упоенный звуками собственного
голоса болтун.
Культура общения, речевой этикет: сначала думаем, потом говорим
Все неловкости и промахи, допущенные вами в разговоре, вызваны тем, что вы не подумали, прежде чем что-то сказать. В самом деле, стал бы программист на званом обеде рассказывать соседке по столу, читающей в университете лекции по литературе, о последних системах программного обеспечения, если бы сначала он немного поразмыслил? Никогда.
Как ни увлечен он своей работой, но сообразил бы, что незачем пространно объяснять компьютерные тонкости несведущим в этом деле людям. То же относится и к молодым родителям, рассказывающим о своем ребенке так, словно они первые, кто произвел на свет младенца. На эту тему есть замечательный совет: "Говорить о детях с новыми знакомыми бессмысленно: тем, у кого они есть, все и так известно, а тем, у кого их нет, - неинтересно".
Как правило, некому напомнить нам, что следует обдумывать и взвешивать свои слова: приходится самим внимательно вслушиваться в то, что мы произносим, тщательно наблюдать за реакцией собеседников - и только тогда мы заметим, что "что-то не так". Думать должны мы, и переложить эту обязанность не на кого.