«…Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде…» Мороз-воевода.
А теперь чуть далее:
«…Люблю я в глубоких могилах Покойников в иней рядить, И кровь вымораживать в жилах, И мозг в голове леденить.
…Без мелу всю выбелю рожу, А нос запылает огнем, И бороду так приморожу К вожжам - хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю, А всё не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в мое царство со мною И будь ты царицею в нем! Поцарствуем славно зимою, А летом глубоко уснем». Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии
попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и
волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.
Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке
«Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими
девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и
вежливость вознаграждает, а за грубость - наказывает (наказание, правда,
опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но
справедливый».
В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку – «Мороз
Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей
трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события
развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица
лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там
Мороза Ивановича - статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой -
иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах.
Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за
вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая
девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко,
домой добирается живой и невредимой.
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе… синяя?" :) Кстати, в основу
экранизации "Морозко" легла не только одноименная сказка, но и сюжет В.
Одоевского.
Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался
добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка
подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей
«счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и
украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала
елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом
как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была
установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто
стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи
- от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и
немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек – «истинный славянин с
нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь
рождественские ангелочки.
"...Много девочке хлопот, / Но она все терпит кротко: / Дяде так к лицу
идет / Заплетенная бородка!.." (рисунки и стишок из дореволюционного
издания)
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу,
оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское
население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и
колядками. А тут грянула революция! Но о советском Деде Морозе в
следующий раз...
Сергей Курий, интернет-журнал «ШколаЖизни.ру» Shkolazhizni.ru
|