Не стало Вячеслава Тихонова. Великий и любимый актер умер на 82-м году жизни в реанимации ЦКБ. Врачи боролись за него, сделали экстренную операцию. Но ничего не помогло. Тихонова называли артистом, победившим фактуру. Сын машиниста с внешностью аристократа стал самым убедительным трактористом советского кино. Но главная его победа — это, конечно, безукоризненный образ Штирлица, за который разведчик Исаев едва не получил настоящую Звезду Героя.
Президент Дмитрий Медведев , выражая соболезнование родным и близким, отметил необыкновенное обаяние, врожденную интеллигентность, большую духовную силу Вячеслава Васильевича. Свои соболезнования также выразил премьер-министр Владимир Путин.
Он мог стать хорошим токарем. После семилетки даже ушел на завод. Или агрономом. Отец считал, что сыну нужна мужская профессия. Но немного застенчивый и романтичный мальчик из подмосковного Павловского Посада, чуть ли не каждый вечер бегавший в единственный городской кинотеатр «Вулкан», не послушал — уехал в Москву поступать во ВГИК.
Однажды на сцене его увидел Станислав Ростоцкий. Произнес ставшие потом пророческими слова: «Слава, я сделаю из тебя Жерара Филиппа». Годы спустя, в дни своего 80-летия, из-за проблем со здоровьем Вячеслав Васильевич не смог приехать в родной город. Но не забыл своих земляков.
«Как быстро пролетело время. Уехал я из Павловского Посада нашего совсем молодым», — вспоминал народный артист СССР Вячеслав Тихонов .
Его актёрский дебют состоялся ещё в 1948-м. Во время учебы во ВГИКе он сыграл роль Володи Осьмухина в герасимовской «Молодой гвардии. Но первую истинную популярность приносит роль деревенского парня-тракториста Матвея Морозова в фильма Станислава Ростоцкого “Дело было в Пенькове”.
“Что можно говорить, когда уходит из жизни человек? Причем, такой светлый, такой прекрасный человек, с которым, по-моему, не только и я, и мои друзья, и все, кто снимали картину, а вообще, по-моему, вся наша страна переживала определенные минуты счастья”, — говорит народная артистка, режиссер Светлана Дружинина .
Любимой книгой Вячеслава Васильевича была эпопея “Война и мир”. Когда узнал, что Сергей Бондарчук собирается экранизировать толстовскую классику, намекнул режиссеру, что мог бы сыграть роль Андрея Болконского.
Работа над картиной шла трудно — долгих четыре года. Образом Болконского Тихонов остался недоволен. И даже хотел навсегда уйти из кино.
“Это вообще болезнь актерская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в теме засели, и которым ты отдал много-много чего-то дорогого, — рассуждал Вячеслав Тихонов на съемках документального фильма „Последний герой уходящей эпохи“. — Они являются! Каждый актер несколько раз проигрывает роли в голове, волнуется, и вообще актерам, которые играли большие роли, трудно потом выходить. Это и мой случай”.
Но в следующем году на экраны вышел “Доживем до понедельника”. По опросу журнала “Советский экран” зрители назвали его лучшим фильмом 1968 года. Вячеслав Тихонов блестяще сыграл в нем роль учителя истории Ильи Мельникова.
“Прекрасное — оно живет и среди вас, только надо уметь его увидеть”, — говорил Вячеслав Тихонов.
А скоро режиссер Татьяна Лиознова предложила ему сыграть роль, которая станет для Вячеслава Тихонова самой важной в судьбе. Актерская удача — образ разведчика Исаева-Штирлица из “Семнадцати мгновений весны” принесла ему всенародную популярность. Причем, свою роль Тихонов сыграл так, что в реальность существования Штирлица поверили не только миллионы зрителей, но и генсек Брежнев, который требовал разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза.
“У него огромное количество молчаливых планов, а молча играть в кадре очень трудно, — отмечает народный артист СССР Леонид Броневой. — То есть ничего не играть, а просто существовать. Это он умел. Я этому у него учился. Это очень трудно – молчать в кадре”.
В середине 90-х народный любимец в одночасье исчез с экранов телевизоров и со страниц глянцевых журналов. Не давал интервью. Не посещал престижных кинофорумов. И почти не снимался. Хотя очень скучал по своей актерской работе. Просто достойных масштабу его личностей ролей ему не предлагали.
“Очень трепетный, подвижный внутренне, душевно подвижный человек. И, конечно же, это эпоха, — убеден народный артист России, председатель союза кинематографистов, режиссер Никита Михалков. — Это целая эпоха уходит, как ушла Нона Викторовна, как ушел Жжёнов, как ушел до этого Сергей Федорович, как сейчас ушел Тихонов”.
Последние годы Вячеслав Тихонов жил скромной, несуетной жизнью на своей подмосковной даче, в окружении близких. “Все, что я подглядел в жизни, естественное, доброе и вечное — в отношениях между нами, — говорил актер. — Внутренний критик сидит в тебе. И он помогает тебе оценивать все, что ты делаешь. Всем, что я делал, я старался сеять разумное, доброе, вечное. Удалось это, не удалось – это пусть определит зритель. Все для него”.
В субботу, 5 декабря, на телеканале “Россия” в 12:25 смотрите фильм памяти выдающегося актера. Он называется “Последний герой уходящей эпохи. Вячеслав Тихонов”. А с 14 декабря канал “Россия” начнет показывать многосерийный художественный фильм с самой известной ролью Тихонова — “Семнадцать мгновений весны”.